Предлагаю вам, дорогие читатели, разобраться в таком важном и сложном вопросе как психотерапия сегодняшнего дня.
Почему сегодняшнего? Да потому, что психотерапия в той или иной форме была всегда. Человек стремился познать свою душу и изменить свою жизнь с помощью райского яблока, каменных изваяний, шаманов, ведунов, экстрасенсов, гуру, церкви, психиатров. Но если неандертальцу было доступно только прийти к камню с рисунком и покричать, то сегодня в дополнение к этому методу мы имеем целый спектр палочек-выручалочек.
Но данная статья только о психотерапии с психотерапевтом.
«А что может быть психотерапия без психотерапевта, а психотерапевт без психотерапии?» — наверняка возникнет у кого-то мысль.
Может, да еще как.
На «психотерапию» сегодня кто только не зазывает. Например «коуч-гипнотерапевт» оказывающий услуги «психотерапии с гарантировано быстрым результатом». Либо человек, который так много посетил тренингов и так долго посещал психотерапевтов, что решил: «я готов спасать других». Или выпускник психфака, который усвоил на занятиях, что законодательного регулирования нет, в терминах все запутано, потому вообщем то ничто не мешает назвать себя психотерапевтом и вести прием.
Это все примеры «психотерапии» без психотерапевта.
Но и получить образование, что говориться «по полной», обложиться массой документов о том, что ты – настоящий психотерапевт — еще вовсе не гарантия оказания качественной психотерапевтической помощи.
Психотерапевт настоящий обладает рядом важных качеств и характеристик, о которых мы поговорим позже.
Но понятия психотерапия и психотерапевт настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что разделять их можно разве что для изучения.
Ведь психотерапевт (настоящий) – это не просто обладатель дипломов и носитель некого метода психотерапии. Личность психотерапевта – это призма, через которую метод будет рассеиваться на мелкие лучики и в том или ином виде доходить до клиента (или не доходить).
Качество личности психотерапевта это условие, сработает метод или нет, и как сработает.
А метод психотерапии для конкретного психотерапевта – это как очки. Правильно подобрал – зрение становится ясным и цепким, мозг не устает. Не правильно подобрал – наносишь вред и себе и клиенту.
Как у любого явления, у психотерапии и психотерапевта есть внешняя, формальная сторона и внутренняя суть.
Формальные признаки психотерапии
⇒ Научная концепция и алгоритм работы.
Каждая школа психотерапии имеет свой взгляд на:
- структуру личности (ее устройство и способ функционирования),
- происхождение внутренних конфликтов,
- методики помощи.
За сформированной концепцией стоят годы исследований, ученные с мировым именем и тысячи клиентов со своими историями разрешения или не разрешения проблем (опытное подтверждение теории).
Практическим выражением концепции является определенный набор методик по диагностированию и коррекции определенных сегментов личности.
Каждый метод психотерапии имеет алгоритм работы: четкая последовательность шагов; инструменты и условия их применения.
⇒ Стандарты обучения
Каждая серьезная школа психотерапии, получая признание мирового психотерапевтического сообщества, блюдет чистоту своего метода.
А это значит:
- предварительный отбор слушателей по критериям школы,
- образование по единой программе,
- обязательная проработка личных проблем обучающегося с психотерапевтом,
- контрольные работы,
- экзамен, сертификация;
- супервизорский надзор и определенный этический кодекс, за нарушение которого можно лишиться права практиковать.
Итак, вбиваем в поисковик «признанные направления психотерапии» — получаем, например в Гаагле, Результатов: примерно 431 000 (0,45 сек.) и идем, например, по первой ссылке .
Вот собственно и те школы, которые стоит искать в дипломах и сертификатах специалистов. Однако важно отметить, что иногда направление зародилось и признано в рамках одной страны. До всеобщего признания ему еще далеко, но иные признаки (статус создателей, отзывы практикующих психотерапевтов, отзывы клиентов) позволяют проникнуться доверием.
ВАЖНО. На постсоветском пространстве не обошлось без путаницы из-за столкновения советского понимания психотерапии и мировой практики. Согласно классификатору профессий Украины вы встретите:
- Психолог
- Практический психолог
- Врач-психолог
- Врач психотерапевт
- Врач-психиатр
В описании их задач и квалификации разобраться очень сложно. Однако четко прослеживается советская цепкая установка: работать с человеком страждущим должен только врач. И не важно, какого уровня вызывающая страдания проблема: психическое заболевание, адаптация к тяжелой болезни, семейные неурядицы. Но при этом задачи и требования к образованию – расплывчатые.
Как преподается врачам разговорная методика именно работы с психологической составляющей – непонятно. Программы подготовки врача-психотерапевта подразумевают овладение несколькими методами, однако вопрос насколько их преподавание соответствует стандартам основателей – открыт.
А советская наука, несмотря на плеяду ученных, разработавших достаточно мощные модели психотерапевтических воздействий не сформировала именно психотерапевтические школы, с четкой позицией и протоколом обучения в них. Не отстояла необходимость глубокой работы с психикой без применения медикаментов (а значит и без врачей). Желающим погрузиться в историю советских школ очень рекомендую доклад на Конгрессе Немецко-Русского Общества Психотерапевтов, г.Нюрнберг, 2013
Но огромное число людей, страдающих от неблагополучия в какой либо сфере жизни – физически здоровы. Их боль – боль душевная, и задача работы с ними не предполагает необходимости применения медикаментов.
Возникает вопрос: пойдет ли человек, здоровый физически, но испытывающий проблемы в жизни для их разрешения к врачу? За таблетками? Ибо какой врач ограничиться разговорами? Да и по описанию квалификации врача-психотерапевта следует, что его задача – лечить.
Безусловно медики будут всеми силами защищать свою популяцию в психотерапии, но чего тут больше: научного рвения и заботы о человеке, или косности?
А европейские и американские школы — это 4 года обучения за немалые деньги. Зачем это врачу с 7 годами медицинского обучения? Как можно совместить два настолько сложных и объемных направления: медицина с ее огромными каталогами медикаментов и их применения, и разговорную психотерапию с не менее сложными практиками и навыками ?
Мировая практика психотерапевтического воздействия все же разделяет медикаментозное лечение психики и разговорное воздействие. Как обычно в таком случае, если закон не четок, то практика больше похожа на хаос. Потому у нас сегодня все работают со всем.
Но те специалисты, которые все же заботятся о результатах, предпочитают овладевать методиками по прозрачным и подтвержденным в своей эффективности протоколам обучения.
Так к кому же бежать?
- Психолог – если есть желание услышать теоретическую основу некой проблемы, обсудить проблему в очень общих чертах. В учреждениях психологи выполняют строго отведенные им функции, которые описаны в инструкциях.
- Практический психолог – исходя из нормативного описания – это работник детских учреждений, который выполняет «ряд функций, направленных на обеспечение здорового и безопасного психологического и соматического и социального состояния детей, подростков и молодежи в процессе воспитания и обучения». Именно с беседы с таким специалистом имеет смысл начать работу с ребенком в случае возникновения проблем.
- Врач-психолог – помогает адаптироваться к болезни и снизить ее влияние на качество жизни как самого больного, так и его близких.
- Врач-психотерапевт – прекрасное сочетание для неврозов, стрессов, соматоформных заболеваний. В идеале, этот человек и правильно медикаментозную поддержку подберет и в истоках напряжения разберется. Но вопрос, какими методиками будет работать этот специалист остается открытым (если в его дипломах Вы находите документ о прохождении психотерапии одной из признанных в мире школ – отличное сочетание.
- Врач-психиатр – в случае наличия психиатрических проблем. Т.е. заболеваний психики, которые в обязательном порядке требуют применения медикаментозного лечения.
- Психотерапевт — при наличии стойких проблем в жизни, не связанных с органическим заболеванием психики, и желании избавиться от них.
Вот именно об этой, последней категории, не существующей согласно законодательству Украины, но крайне необходимой мы и говорим.
А что же по сути? Что такое психотерапия?
На соответствующий запрос google выдал Результатов: примерно 4 470 000 (0,43 сек.) . И опять мы видим множество разных ответов.
«Подлечиться –Подучиться — Подрасти»
Вот такую краткую, но емкую формулу психотерапии вывел Владимир Карикаш (психотерапевт, директор Украинского института позитивной кросс-культурной психотерапии (УИПП) .
Человеку нужен человек, Чтобы пить с ним горьковатый кофе,
Оставаться рядом на ночлег, …интересоваться о здоровье.
Чтобы улыбаться просто так, Чтоб на сердце стало потеплее,
Чтобы волноваться, «там сквозняк», Одевай-ка тапочки скорее.
Человеку нужен человек, Позвонить, послушать его голос:
«А у нас сегодня выпал снег. Как ты без меня там? Беспокоюсь!»
Чтобы был приятель, друг, сосед, И еще сопящая под боком,
Без которой счастья в жизни нет, Без которой очень одиноко…
По сути, человеку для счастья не так уж и много надо. Но большинству из нас и это немногое недоступно. Психотерапия — это, безусловно, помощь душе, как бы мы не избегали этого слова.
Душа болит…
Душа жаждет…
Душа мечется…
Душа к душе рвется…
И никогда: «психика болит» «психика жаждет» «психика мечется» …
Но что тогда церковь и Бог – это ведь там о душе?
Душа – это не деталь, это многогранное понятие. То, что психология потеряла термин «душа» — это дань соответствия научности. Ведь душа в том понимании, как ее понимает церковь, не вписывается в критерии науки: доказательность, обоснованность, проверяемость. Попросту говоря – пока нет нужного инструмента.
Но в многогранном понятии «Душа» есть место для всех: и для церкви и для науки.
Психотерапия помогает болящей душе унять боль. Жаждущей душе – подучиться как получать желаемое (и не жалеть потом). Мечущейся душе конечно надо подрасти, раскрыться согласно возрасту.
И церковь с ее таинствами делает то же самое – просто методы разные и что важно взаимодополняющие, а не исключающие друг друга.
И лично для меня ценность Позитивной психотерапии еще и в том, что основатель метода Носсрат Пезешкиан, будучи врачом, ученным, открыто говорит о вере в Бога и ее важности для гармоничности жизни. Подробнее о функциональности и полезности метода «Позитивная и кросс культурная психотерапия».
Но как бы мы не пытались говорить о психотерапии, мы упираемся в психотерапевта.
Так кто же он – психотерапевт? Об этом в следующей статье.