Психосоматолог поможет правильнее диагностировать ситуацию и помочь человеку с психосоматическими расстройствами. КАК?
Для этого важно понять, какие компетенции и знания вообще понадобятся в случае с психосоматическим больным.
Об общем понятии психосоматики и ситуации вокруг читать Ч1.
Вот те уровни организма, которые включаются в противостояние стрессу (не важно внешнему или внутреннему) и соответственно могут стать «слабым звеном».
(в таблице использованы данные из «Руководство для врачей» под редакцией Г.И. Сторожакова, В.К. Шамрея)
Уровень организма | Механизм срабатывания | Специалист, обладающий знаниями |
Уровень самосознания | Острая деперсонализация. Срабатывает при острых стрессах. | Врач-психиатр
(контроль острых состояний) Психолог для помощи в проживании травмы |
Сознательно-бессознательной уровень | Психологические защиты
Длительный процесс формирования, неосознаваемое использование. |
Психотерапевт (помогает перевести неадаптивные механизмы защиты в адаптивные) |
Поведенческий | Копинг механизмы (типы поведения, которые помогают совладать со стрессом) | Психотерапевт (помогает устранить неэффективные методы и наработать максимально полезные) |
Нейрофизиологический | Механизмы торможения НС | Невролог
Диагностика и медикаментозная помощь в случае нарушений |
Уровень тканей и органов | Локальные стресс-лимитирующие системы органов и тканей | Химические процессы, достаточный уровень которых может диагностировать и контролировать врач соответствующего профиля (кардиолог,гастроентеролог и т.д. ) |
Биохимический уровень | Эндорфиновая система, ГАМК система | Невролог, эндокринолог, психиатр, диетолог
(контроль и поддержание баланса) |
Поскольку на момент возникновения симптомов абсолютно непонятно их происхождение, пациент обращается к врачу соответствующего профиля по принципу «что болит».
Если повезет – врач, узрев психогенную природу, предложит разобраться с ней.
Не повезет — ограничится рецептом и рекомендациями в рамках своей специализации.
На примере это будет выглядеть следующим образом.
Ребенок 7 лет имеет букет гастроэнтерологических симптомов.
Врач, внимательно обследовав, назначает анализы и по их результатам выписывает гору лекарств. Тут и купирование симптомов, и борьба с микроорганизмами и налаживание пищеварения. Мама, воодушевленная четко поставленным диагнозом и рекомендациями уходит. Возвращается через месяц с теми же жалобами. Зачастую к другому врачу – «получше».
Врач: назначает другие препараты. Мама уходит.
Этот круг может крутиться вечно.
Вариант правильный — врач расспрашивает о ситуации вокруг ребенка: отношения в семье, события, школа, изменения поведения.
Как правило, хорошо слушающий врач не пропустит того, что может насторожить. Далее направляет к психотерапевту. Психотерапевт, пройдясь по основным механизмам формулы запуска психосоматики, дает более четкие рекомендации по обращению к врачам общего профиля (см. табличку выше) и «раскручивает» саму ситуацию, вызывающую у ребенка стресс.
Теперь давайте разберемся, является ли психосоматика специализацией для психотерапевта.
О разнице между психологом и психотерапевтом я писала ранее, сейчас лишь добавлю, что психосоматическое расстройство — результат давнего и сложного внутреннего конфликта. Помощь будет заключаться в диагностике и терапевтических воздействиях. Представляется сомнительным успешное оказание помощи психологом, имеющим только базовое образование (в отличии от Америки и стран Европы у нас этот вопрос не контролируется регулирующими органами).
Итак, о специализации.
Сказать «психотерапевт», все равно, что сказать «врач» — понятно, что не летчик, но в чем может помочь не очень ясно.
Если Вы решитесь искать психотерапевта на сайтах, то увидите выборку специализаций от 30 до 50 наименований. Соответственно, и психотерапевту при регистрации так же предлагают выбрать и указать специализацию.
Но специализация неизбежна, конечно же, по другой причине: то, с чем приходиться работать психотерапевту – объект сложный как для изучения, так и для воздействия. Кроме того, у каждой специфической темы – свои инструменты и методики, которые нужно изучить, затратив немалое количество времени и средств.
Как правило, психотерапевт имеет несколько ключевых специализаций, и, встречаясь с пациентом абсолютно не «своей темы», он либо решает начать освоение в этой теме и учиться на этом пациенте, либо передает пациента коллеге.
Психосоматика к этим сложностям добавляет еще одну – взаимосвязь с болезнями.
Значит ли это, что психотерапевт должен обладать медицинским образованием? Нет.
Как врач не будет тратить еще 8 лет на обучение психотерапии, так и психотерапевт не будет тратить еще 9 лет на медицину.
Однако, психотерапевт, занимающийся психосоматикой, столкнется с медицинскими терминами, диагнозами, путаницей и спорами между врачами.
Можно ли работать с чем то, не имея представление что это? Можно. Игнорируя и делая вид, что это – не важно, поскольку работаем то с психикой. Но что из этого получиться?
Без каких знаний не обойтись психотерапевту, встретившемуся с психосоматическим больным?
Замкнутый круг симптомов.
При психосоматических расстройствах не только психика корежит тело (как это почему то принято считать).
Больной орган или измененная функция тела так же оказывают токсичное и деструктивное влияние на психику (вызывая как химические, так и процессуальные симптомы и нарушения).
В этом клубке важно разобрать, где линия «психика-тело», а где возвратные повреждения «тело-психика».
И разделение этих процессов и сопутствующих симптомов имеет немаловажное значение для помощи больному, поскольку определяет стратегию терапевтической работы.
Долевое участие тела и психики.
Не все так просто и с тем, насколько психосоматика, все же психосоматика.
- Например, разовое сезонное ОРЗ. Влияние психики на возникновение заболевания нулевое. Вся картина (в том числе и раздражительность, тоскливое настроение, упадок сил) от соматических проявлений.
- Другой вариант — психосоматоз, когда стресс приводит к изъязвлению слизистой кишечника. По факту это два самостоятельных процесса: язвы и боль, требующие немедленного медикаментозного вмешательства; и стрессовая ситуация в некой области жизни. Процессы самостоятельные, однако, патологически взаимосвязаны. При этом лечение язв, как таковое будет успешным, однако болезнь будет возвращаться, если не исключить ее причины: дистресса.
- Есть соматоформное расстройство: четкие соматические проявления (боль, температура, рвота, и т.д.) которые при тщательном обследовании невозможно привязать к каким-то нарушениям, болезням. Поскольку это маскировка длительного, не очень осознаваемого, но разрушающего жизнь психического состояния. В данном случае телесные проявления не будут поддаваться медикаментозному лечению, и требуют только разрешения внутреннего напряжения с помощью психотерапии.
- Но есть и такой вариант: когда психическое расстройство и болезнь органа, не имеют никакого отношения друг к другу: например психопатия и дисфункция желчного. Яркий пример, когда будет и внутренний конфликт и травма детства и симптомы на органе. Но психосоматики не будет.
Ну и в подобном ключе еще несколько вариаций.
Умение дифференцировать эти соотношения очень важно: чтобы не «заговаривать» больного, которому крайне необходима медицинская помощь. Очень распространенная ошибка.
И наоборот, понимание ведущего процесса позволяет уверенно снять человека с медикаментозной терапии, которая не принесет никакого результата кроме интоксикации.
И наконец, без подобной дифференциации сложно разработать успешную стратегию непосредственно психотерапии.
Минимальное знание медицинской терминологии и основ пропедевтики.
Как минимум это очень облегчает общение именно с психосоматическим больным. Как максимум – помогает быстрее сориентироваться в ситуации больного.
Очень важным аспектом работы с психосоматическим пациентом является необходимость телесно-ориентированных методик.
Психосоматический клиент приходит не просто с непониманием почему в жизни что то не так. Он приходит с четко выраженными телесными симптомами. психосоматическое единство организма требует от психотерапевта не только понимания как это работает, но и знания как разрушить патологическую «сцепку» психики и тела. Некоторые направления психотерапии считают что осознания конфликта в ходе разговорной психотерапии достаточно. Однако опыт показывает — НЕТ. Телесная память — уникальное и полезное явление, но в данном случае срабатывает против больного. И потому, с телом работа осуществляется отдельно и целенаправленно. Со знанием механизма сцепки в зависимости от возраста, вида и сложности психологической травмы, а так же телесной симптоматики. К сожалению, массажами не обойтись.
Об особенностях психосоматических больных и стратегии лечения читать в заключительной части статьи.
Понравилась статья?
Поделись с друзьями и близкими!