Психосоматика,    как термин, прижилась и в эзотерике и в науке.

Последние годы слово «психосоматика»  стало модно употреблять  среди психологов, врачей,  среди пациентов и журналистов.  

Большинство людей  знакомо с термином по заполонившим интернет статьям и таблицам на основе  книг Лиз Бурбо, Луизы Хей и других авторов.

Самая большая популярность у таблиц из трех столбцов: болезнь – психическая причина — аффирмация для изгнания болезни.

Но что удивительно,  не мало психологов, врачей  бодро пересказывают клиентам содержимое этих таблиц, нисколько не смущаясь, что авторы книг не являются ни психологами,  ни  медиками (по крайней мере на момент написания книг). 

Авторы популярной литературы по психосоматике  безусловно яркие личности, с интересными судьбами,  достигшие в жизни успеха. И их огромная заслуга в том, что они попытались оттянуть болеющего человека от слепой веры в медикаменты и посмотреть на болезнь шире.

Однако наука  — это не декларация личных прозрений.

Это годы  исследований, поиск взаимосвязей, проверка практикой, натиск противников и критиков и в итоге некая парадигма, являющаяся в данный момент времени лучшим и пока не опровергнутым базисом.

Психосоматика — не исключение.

Безусловно, предложенная  символическая взаимосвязь имеет место быть,  но не на уровне ли  совпадений?   Любой взрослый человек имеет  разной степени остроты  практически весь список психологических причин из таблиц. И безусловно, поразмышляв в тиши о жизни и помедитировав, человек почувствует облегчение.

 И тем не менее, по  данным ВОЗ, от 38 до 42% всех пациентов, посещающих кабинеты соматических врачей, относятся к группе психосоматических больных.

И большинство из них (причем как врачей, так и пациентов), не подозревает о том, что именно психосоматика причина заболевания. А значит  исцеления надо искать  в кабинете психотерапевта.

Почему психосоматика — не метафизика, а наука?

Психосоматика сегодня рассматривается как  междисциплинарное научное направление: медицина и психология. 

Влияние психики на болезнь изучали еще в древности. Вернее в древности эту связь не поддавали сомнению.

Разделение произошло много позднее, когда между церковью и учеными, было достигнуто негласное правило: тело  —  прерогатива ученных, душа – забота церкви.

Но игнорировать  взаимосвязи очень сложно. Наука вернулась к пониманию, что тело и психика – не разрывны, а значит и болезнь существовать отдельно от психического не может.  

Попробуйте мысленно представить себя как две сущности: тело справа, психика слева. Ну как?

Итак. Международный классификатор болезней 10 пересмотра (МКБ- 10), «библия» для врачей  —  имеет код F54 «Психологические и поведенческие факторы, связанные с нарушениями или болезнями, классифицированными в других рубриках».

Далее  руководство по диагностике дает следующее указание: «Эту рубрику следует использовать для кодирования имеющихся психологических и поведенческих факторов, рассматривающихся как основная этиологическая причина соматических расстройств, которые могут быть отнесены к другим классам болезней…»

Таким образом, если врач в ходе сбора анамнеза и лечения понимает, что болезнь имеет возвратный или стойкий характер благодаря психогенному фактору, не просто присваивает этот код к коду основного заболевания – например  К 25 (язва желудка), но и направляет больного к психотерапевту, для разрешения психологической  проблемы.

Не менее интересные и отношения врачей с соматоформными расстройствами  — код F 45 по МКБ -10. Данные расстройства очень часто маскируются под заболевания. И задача врача отличить одно от другого, поскольку лечение разное. Соматоформное расстройство, имеющее телесную симптоматику, без психотерапии не победить. Однако в основном врачи все же пытаются победить своими фармацевтическими силами.

Повезет  ли Вам с  врачем?

Не знаю, МКБ-10 на территории нашей страны приняли лет так 20 назад, однако встретить врача, который примет во внимание психогенный фактор крайне трудно.  

Возможно с приходом страховой медицины, когда страховые компании будут заинтересованы в сокращении количества обращений и соответственно  затрат, будут и другие подходы к диагностике и лечению.

А сейчас спасение утопающего – дело рук самого утопающего.

Но вернемся к науке.

К пониманию психосоматических связей  ученные двигались с двух точек: с точки зрения психологии и с точки зрения физиологии.  200 лет исследований!

Вот сокращенный  перечень направлений и ученных, которым психосоматика как наука обязана своим становлением:

Одним из первых термин «психосоматический» в 1818 году  использовал врач Иоганн-Христиан Гейнрот (Хейнрот, Heinroth).

Классический психоанализ как теоретическая база психосоматических представлений (З. Фрейд, К.Юнг, A.Adler).

Теория «специфического эмоционального конфликта», основателем которой был F.Alexander;

Концепция специфических личностных «профилей», радикалов, стереотипов поведения (F.Dunbar),

Теории «алекситимии» (неспособности к эмоциональному резонансу) (I.Ruzov).

Экспериментально-психологические, клинико-физиологические, биохимические и цитологические исследования последствий эмоционального стресса (Г.Селье, Ф.З.Меерсон и др.), устанавливающие влияние экстремальных стрессовых ситуаций на  течения и терапии психосоматических заболеваний.

Физиологи.

Психофизиологическое направление (A.S.Gevins, R.Jonson,  Ю.М.Губачев, П.К.Анохин, К.В.Судаков и др.),

установление взаимосвязи между отдельными психофизиологическими характеристиками (например, некоторые неокортикально-лимбические характеристики или симпатико-парасимпатикотрофные проявления) и динамикой висцеральных проявлений.  

Теория рефлекторной основы психической деятельности была предложена Павловым И.П. в 1903.

Изучение Павловым И. П. механизмов пищевого рефлекса позволило проследить влияние факторов внешней среды на вегетативные функции через ЦНС и послужило началом для возникновения концепции условно-рефлекторного моделирования психосоматических заболеваний.

Гипотеза кортико-висцерального происхождения психосоматических расстройств.

В 1960 Быков К.М. и Курцын И.Т.  выдвинули гипотезу кортико-висцерального происхождения психосоматических расстройств. К.М.Быков и И.Т.Курцин экспериментально доказали влияние интерорецепции на функции коры и ствола головного мозга. Они предположили, что пусковым механизмом психосоматических заболеваний являются факторы и внешней, и внутренней среды. А также, на появление психосоматической симптоматики влияют нарушения экстеро- и интерорецепции, приводящие к дисбалансу в процессах возбуждения и торможения головного мозга.

Психоэндокринное и психоиммунное направление исследований (В.М.Успенский, Я.С.Циммерман, В.А.Виноградов, И.П.Мягкая),

изучающее широкий спектр нейроэндокринных и нейрогуморальных феноменов у больных психосоматическими заболеваниями  Поиск «специфического нейрогормонального обеспечения» эмоционального реагирования, показал, что высокий уровень личностной и ситуативной тревожности связан с разнонаправленными нейрогормональными сдвигами.

Висцеральное обучение

В рамках «поведенческой медицины» предлагается модель патогенеза, основанная на «висцеральном обучении», а также поведенческом обучении. Данная модель патогенеза психосоматических расстройств объясняется прежде всего образом жизни человека и особенностями его личности (Б.Д. Карвасарский,  Ю.М.Губачев).

Теория нарушения «функциональной асимметрии мозга» как причина психосоматической патологии (И.Н. Косенков).

По мере социальной адаптации происходит увеличение функциональной асимметрии мозга, которая не переходит определенной границы — «критической зоны».В случае социальной дезадаптации функциональная асимметрия мозга достигает «критической зоны» и это приводит к возникновению психосоматической патологии.

Теория вегетативного сопровождения эмоций была предложена  У.Б. Кенон в 1932.

Кеннон считал, что эмоции в эволюционном аспекте, представляют собой психофизиологическую реакцию на стрессовое событие, подготавливающую организм к одному из двух типов реакции: борьбы (при гневе), бегства (при страхе). До настоящего времени, эмоциональные реакции не претерпели каких-либо изменений, но при этом полностью лишились своего моторного компонента. В поведенческой картине современного человека они представлены в виде переживаний и соматовегетативных реакций. А соматовегетативные реакции, в свою очередь, могут быть источником нарушений со стороны внутренних органов

 Теория процессов совладания, или копинг-механизмов.  Р.С. Лазарус .(1976)

представлял расстройство как результатат взаимодействия личности и окружения. Лазарусом было отмечено, что характер и выраженность психосоматических нарушений определяются структурой личности, а также её системой ценностей, мотивационными факторами и способностями.

Зачем я даю такой длинный (но не полный) перечень научных направлений по психосоматике?

Для  понимания объемности вопроса и надеюсь, что мне удалось убедить Вас, что психосоматика — не популярная идея и не все так  просто, как это трактуется в популярной литературе.

Именно такой популяризации мы обязаны тем, что сегодня большинство людей относится к психосоматике,  как к метафизическим знаниям –  «недоступным опыту, рассматривающим  явления вне их взаимных связей, вне движения, изменения и развития.»  

Невозможно не отметить одну из наиболее молодых концепций  – Новую германскую медицину, основу которой заложил  Доктор Райк  Хаммер (доктор медицины, онколог).

Психосоматика в данной концепции приобретает новую грань.

Пожалуй,  одно из масштабнейших исследований взаимодействия  жизненной ситуации  —  психики —  мозга и органа  тела. 

Доктор Хаммер установил взаимосвязь между определенными типичными событиями в жизни  и реакцией на них  психики, отделов мозга и определенных внутренних органов тела человека.

Его исследования настолько скрупулезны, что имеют не только теоретическое предположение, физиологическую основу,  но и доказательственную базу: протоколы лечения больных, снимки МРТ, результаты лечения.

Так же хочу отметить концепцию Носсрата  Пезешкиана (немецкий невролог, психиатр,  психотерапевт),  благодаря которому психосоматика  обогатилась   новыми взаимосвязями  и алгоритмом практической работы психотерапевта. 

Он показал  психосоматические расстройства  как результат  неготовности  воспринять, переработать и подстроить под выход из конфликта  все сферы жизни: работу, отношения с людьми, физиологические потребности, планирование, духовные аспекты. 

Результат – «сброс» конфликта в телесные проявления.

Особой заслугой доктора Пезешкиана является разработка алгоритма краткосрочной терапии, что очень важно для людей с серьезными заболеваниями и болями.

Психосоматика  — это наука, наука сложная, многопрофильная.

На сегодняшний день, психосоматическое направление требует знания:
⇒    физиологических  механизмов взаимосвязи внутреннего  органа  и психики;
⇒    основных концепций, объясняющих взаимозависимости события и болезни;
 ⇒   методик психологической диагностики и  помощи в разрешении внутренних конфликтов человеческой психики.

Часто задают вопрос: «какими методиками работать именно с психосоматикой»?

Это некорректно поставленный вопрос.  Психосоматика не является разновидностью психологической проблемы. Психосоматика — это доступный для психики способ скинуть некую проблему.  И она может быть разной.

Порядок работы с психосоматическим расстройством таков:

Обследование и постановка диагноза у врачей общей практики.
Почему важно точно знать диагноз, локализацию поражения и тип поражения? Для того, чтобы начать лечение там, где оно жизненно  необходимо, а не пытаться «заговорить болезнь».   

Подтверждение именно   психогенной природы заболевания

Ведь заболевание может быть вызвано  объективными факторами (химическое воздействие, физическое воздействие и т.д.) .

Психогенный фактор иногда явный и яркий, а иногда пациент с трудом связывает болезнь с неким психологическим кризом.  

.Если в первом случае достаточно просто узнать максимально подробно о жизни пациента, то во втором случае искать связь придется долго. Но о ней говорят два фактора: 

  1. тело выдает симптомы, человек страдает, а обследования ничего не показывают — диагноз установить сложно;
  2. есть и симптомы, и диагноз, основанный на обследованиях, и протокол лечения — но данному человеку лечение не помогает.

И, к сожалению, символическая взаимосвязь — одна на всех, предложенная популярной литературой,  не отражает индивидуальной сложности механизма психосоматики.

Более того, к соматоформному расстройству ее вообще не применить, так болит то одно, то другое. Можно конечно петь все аффирмации по списку…

Непосредственно психотерапия (сбор анамнеза,  выявление причин конфликта, работа с причинами, коррекция).

Данная стадия в краткосрочных методах терапии занимает от 10 до 40 встреч, в обычных методах – до нескольких лет.

Сложность  данной стадии в мотивации пациента, в его готовности  трудиться над собой,  преодолевать сопротивление окружающего мира изменениям.

Сложность для психотерапевта – суметь пройти сквозь преграду психологических фильтров,  внутреннего сопротивления, психологических защит  и  найти причины, как бы глубоко они не лежали…

На сегодняшний день практически нет направления психотерапии, которое не уделяло бы внимания и не имело бы инструментов работы с психосоматикой.

Выбор именно «вашего» направления и «вашего» терапевта в данном случае не отличается от такового при любой психологической проблеме.

Таким образом можно резюмировать:

Тело и психические процессы  человека нераздельны и потому требуют системной оценки и лечения.
В основе болезнетворного сдвига лежит  дистресс – длительное  воздействие внешних факторов, которые человек воспринял эмоционально негативно, и не смог адаптироваться к ним без вреда для организма.
Уровень пагубного воздействия дистресса зависит не от самого события,  а от  нашего психического иммунитета – совокупности черт характера,    установок и концепций, традиций, которые в совокупности определяют, как мы отнесемся к тому,  или иному событию.
Избавление от психосоматического заболевания возможно только одновременно через медикаментозное влияние на органические поражения и симптомы,  и психотерапевтическую работу с  психическим миром пациента.
Типовая схема  терапии психосоматики  не возможна, поскольку начало пускового механизма – строго индивидуальное сочетание в человеке черт, способностей, концепций, установок,  последствий травм. 

Надеюсь, моя статья поможет Вам найти верный подход в лечении и Вы убедитесь, что психосоматика —  это реальная научная дисциплина. 

 

Обращайтесь, буду рада Вам помочь!

 

Leave a Comment