Паника в эфире. Паника дома. Паника в душах.
Короновирус сгинет, а последствия останутся. Надолго и не на здорово. Но если взрослый может мало мальски отследить у себя побочные эффекты прошедшей вселенской паники, то ребенок — нет.
Но значит ли это, что он в безопасности? Нет.
Итак, чем страшна ваша паника для вашего ребенка.
Детки практически до 3-х лет ориентируются в происходящем преобладающим функционированием инстинктивной части мозга. Иными словами, они не столько осознают и понимают, сколько считывают и воспроизводят в себе ваше эмоциональное состояние. Так заложено природой ради выживания.
Чем младше ребенок, тем хуже последствия.
Даже при самом плохом раскладе, карантин продлится пару-тройку месяцев, а вот базовое ощущение мира останется у ребенка на всю жизнь.
Да, вы всего лишь постенали и поистериковали пару месяцев, но для детки (0-2 годика) это был период формирования, настройки систем организма на то, какой гормон будет рулить в последующем. И считывала детка в этот период ваш страх, раздражение, тревожное ожидание. Результат этой настройки –эмоциональный фон, который будет с ребенком всю жизнь.
И благодаря вашей панике — он будет совсем не радостный.
«Жизнь страшна, убийственна и безнадежна» — таково будет глубинное ощущение на всю жизнь. И какие бы успехи не ждали ребенка в будущем, он будет терзаем именно этим ощущением. Для кого-то это ощущение будет периодическим и слабым, для кого-то решающим. Крайнее проявление – расстройства депрессивного спектра.
Детка от 2-х лет и старше будет уже не только ощущать фон, но и отмечать поведение родителя. И впитывать. Впитывать как губка без разбора, потому что ребенок не имеет критичности мышления, и инстинкт выживания заставляет его быть «таким же, похожим, своим». Это тоже глубинный механизм.
Что в будущем? Попадая в ситуацию сложную и критичную, ребенок будет делать то, что видел в похожей ситуации от Главных и Важных Людей, т.е. вас.
Стенать, изводить себя и других пугающими страшилками, обвинять власть и начальство, раздражаться и предпринимать ряд глупых шагов (по типу: скупать продукты, сбывать собаку в приют, покупать на последние деньги бензин, доллар и весь спектр антивирусных препаратов, спать в противогазе а мыться в скафандре).
Или его орудиями станут юмор и позитивный настрой на победу. Вера в торжество жизни и важность разума. Уважительное исполнение необходимого минимума предосторожностей и четкими мерами по изоляции от стада паникеров. Ограничение от непроверенной информации и переключение на задачи и цели послекарантинной жизни.
Сейчас как никогда актуальны те постулаты, которые вывел Виктор Франкл для выживания людей, попавших в критическую ситуацию. Это о смыслах, человеческом облике и надежде. Почитайте, не пожалеете!
Но может так быть, что ребенок увидит и научится полному безрассудному отрицанию опасности с бравой демонстрацией явно глупых поступков.
Выбирая стратегию поведения в месяцы карантина – вы определяете эмоциональный фон и тип реакции ребенка на всю жизнь.
Поскольку эта ситуация реально нестандартная. А значит, запомнится ему.
Но растущий организм – это еще и настройка гормональной схемы реакций. Затянувшийся стресс родителя обязательно вызывает то же гормональное состояние и у ребенка. А это переизбыток разрушающего кортизола. А он серьезно подрывает и иммунные реакции, и когнитивные функции, и обменные процессы.
Детка, считывающая панику, обязательно будет в панике сама (при этом внешнее выражение этого состояния у ребенка может и не проявиться).
Некоторые детки умеют отреагировать подобные состояния капризностью, агрессией, непослушанием, бунтом. А вот некоторые (особенно если система воспитания подавляющая) – нет. Они переживают глубоко внутри. У таких деток в коротком промежутке времени могут возникнуть респираторные и воспалительные заболевания, лечение которых будет либо сложным, либо неуспешным. Что неминуемо ведет к попыткам найти лучшего врача, лучшее обследование, лучшее лечение. А это лабиринты мед.учреждений и страх перед диагнозами. Это вторичный и самый опасный круг формирования длительного стресса.
И самое противное в ситуации панического запугивания себя и ребенка, это неожиданные концепции поведения, которые складываются у ребенка на основании сильного потрясения, удивления.
Мышление ребенка отличается от мышления взрослого. Выводы делаются по принципу упрощенный «монтаж».
Например:
- «Если хочу, чтобы меня любили – надо все мыть».
- «Чтобы не болеть нужно сидеть дома в окружении большого запаса продуктов».
- «Если тебе страшно — смотри телевизор без остановки».
- «В твоей жизни все зависит от Президента».
- «Власть – это плохо».
Но эти концепции аутентичны (запрятаны в подсознание), однако будут расти вместе с ребенком и рано или поздно вступят в противоречие с его взрослым, уже осознаваемым образом жизни и целями.
Да не просто вступят в противоречие, а еще и создадут массу неприятностей, препятствий, отказов, неосознаваемых, неадекватных и потому жутко раздражающих.
Это и есть точка начала невроза или психоза у взрослого. Напряжения противоречия.
Это массовая причина психологического дискомфорта многих взрослых людей.
Но вспомнит ли уже взрослый человек, откуда ноги растут? Хватит ли ему сообразительности обратиться к психотерапевту на фоне «все так живут, все несчастны…»?
И даже разобравшись в источниках, сможет ли человек вернуть утраченное? А это и отказ от серьезной карьеры («власть жизни разрушает»), и развод с любимой женщиной («не разделяла мое требование мыть все и часто»), или мужчиной («не заботился о нас, никогда не было запасов еды даже на месяц…») и т .д.
Безусловно, мы воспитываем своим примером. И наши реакции — родом из нашего детства. Можно ли взять под контроль свою панику? Сложно, но можно. Постарайтесь проанализировать, что вами рулит, какие страхи вас гнетут, и расширьте свое понимание вопроса.
К сожалению, для точного и эффективного преодоления паники важно знать слабое звено во всей системе защиты. А учитывая, что плоскостей, в которых эти звенья могут быть несколько, как причина так и рекомендации по избавлению, строго индивидуальны. Один паникер в силу низкого интеллекта. Другой — в силу тревожного типа личности, третий — в силу жесткой концепции родом из детсва, четвертый …и т.д. и т.п. Поэтому, в данной ситуации можно просто по принципу коврового бомбометания использовать все советы, которые дают профессиональные психологи и врачи. Что то да обязательно сработает.
Но если Вы чувствуете, что не выдерживаете всеобщей истерии, а советы не помогают – обращайтесь за помощью. Это лучшее, что вы можете сделать для себя и своего ребенка.
Безусловно, работа с паникой и тревожностью это кропотливый труд. Иногда долгий.
Но признать, что что-то не так и начать задумываться – это большая часть дела. А там и информация начнет подворачиваться под руку правильная и люди правильные. Масса специалистов перешла в онлайн работу. И время есть и цены доступные.
Если среди домашних завелся паникер – можно попробовать через твердое убеждение вернуть его к спокойствию. Отключить по максимуму доступ к информации извне. Переключить на более важные вопросы: рассаду выращивать, шкафы разобрать, ремонт сделать…
И помните, все эти усилия нужно делать не только ради себя – но ради детей в большей степени.
Здоровья всем!