«После нескольких изнуряющих лет с паническими атаками, вдруг затишье. Нет уже несколько недель. Возможно ли, что ПА самоизлечились, или они вернутся?»
Однозначного ответа в данном случае дать не могу. Давайте проанализируем механизм ПА (паническая атака).
Первое: синдром ПА должен диагностировать врач. Данный синдром очень похож на ряд других тревожных расстройств, иногда вместе с ними сочетается, и иногда бывает проявлением органических заболеваний. Химия этих расстройств настолько тонка и отличается, что справится с этим сможет только врач. Самодиагностика по интернету или по советам друзей – не правильно.
Паническая атака – это лишь симптом, вершина айсберга.
Да, налицо совокупность физически четко проявленных симптомов: учащенное сердцебиение, боль в груди, ощущение удушья, головокружение, чувство дезориентации.
Но согласитесь, каждый, кто бежал марафон, испытывал подобные симптомы.
ПА отличает очень показательная психологическая составляющая: паника. Главное, что так истязает в ПА – страх умереть от всех этих симптомов.
Согласитесь, при одинаковых физических симптомах с бегуном – отличие чисто психологического свойства.
ПА — это манифестация тела на не осознаваемый, или глубоко игнорируемый внутренний конфликт.
Например: человек в определенный момент жизни (чаще в детстве) вырабатывает модель поведения, которая позволяет ему выжить. «Сиди тихо, хорошие мальчики сидят тихонечко рядом с мамой!!». А так хочется понравится маме: она кормит, она защищает, она песенки поет и убаюкивает… И мальчик сидит тихонечко…Годы идут, мальчик становится мужчиной и вроде талантлив, вроде умен, вроде на хорошем счету…но успех, удовлетворенность жизнью не приходит… Концепция «сиди тихонечко» не сочетается с ним нынешним, где он хочет определенных успехов, и продвижения, но ведь надо сидеть тихонечко… Таким образом детская установка, в свое время позволившая выжить и вовремя не трансформированная входит в конфликт с нынешней жизненной ситуацией. Но осознать влияние детской , иногда очень детской установки на свою жизнь зачастую человеку не под силу. А иногда она фонит, прорывается, но срабатывают механизмы защиты и человек просто отодвигает «разборки».
Но каждый раз, сталкиваясь в своих желаниях с непонятным для самого себя поведением, человек испытывает напряжение. Раз за разом, год за годом. И иногда напряжение и конфликт настолько яркие, что тело просто выходит из под контроля – в нашем случае панической атакой.
Интересным является и тот факт, что сама ПА построена на страхе смерти. Во время ПА человек глубоко уверен, что умрет от того, что происходит с телом и до ужаса боится этого.
Страх смерти. Среднестатистически в каждом человеке заложено понимание, что смерть неизбежна. Да, думать об этом неприятно, но в основном думать об этом некогда. Увлекает жизнь –кого-то бурными свершениями, кого то проблемами.
Большинство людей понимает, что проживая жизнь полно и эффективно к старости придет необходимая усталость. (вспоминается фильм «Грейс в огне» когда героиня успокаивает свою 11 летнюю дочь, плачущую по ночам из за страха смерти, следующими словами «О, глупышка, когда тебе будет 40 ты будешь мечтать о том, когда же уже можно будет умереть!») .
Но если жизнь «проходит мимо», или ты чувствуешь, что не хозяин в ней, или все никак не начнешь «по настоящему» — это конфликт. Причем довольно высокого уровня.
Но вернемся к нашему вопросу: лечить или не лечить?
Паническая атака не лечится. Конечно, медикаментозно берутся под контроль симптомы, человека обучают поведению. Но ПА устраняется через разрешение породившего ее конфликта. Это делается в психотерапии.
Безусловно, может так случится, что ход жизни позволил человеку расширить свой психологический ресурс, свой психический иммунитет, подтолкнул к неким действиям, притупившим, а возможно и разрешившим внутренний конфликт. Тогда конечно: «синдром, пока!».
Возможно, человек на некоторое время вышел из столкновения с противоречащей его жизненной установке среды.
Но как по мне – лучше целенаправленно поработать над этим.
Обращайтесь – буду рада помочь!