Очень часто женщины обращаются к психологам с вопросом, насколько нормально не хотеть детей, и как им правильнее поступить в данной ситуации: родить, не смотря на такое чувство, либо отказаться от возможности быть мамой.
Течение «чайлдфри» набирает обороты и вызывает массу противоречивых откликов. Но не все, кто не хочет детей, относятся к философам — приверженцам идей свободы от детей.
Зачастую, человеку удобнее подвести свое неосознанное нежелание под существующую модную тенденцию. Разница лишь в том, что философ, скорее всего, не пожалеет о своем выборе, а вот «подмазавшийся» — может одуматься и пожалеть.
Что же может вызвать нежелание иметь детей, страх и брезгливость по отношению к «цветам жизни»?
Cамая коварная ловушка – гормональный фон.
Да, обидно и примитивно, но материнская любовь — это результат действия определенных гормонов.
Еще в 1940-х были получены первые доказательства, что прилив материнских чувств вызывается рядом гормонов (Frank A. Beach).
Женские половые гормоны эстроген и прогестерон определяют возникновение материнского инстинкта и влияют на материнское поведение (Robert S. Bridges).
Позднее Бриджес пришел к выводу, что пролактин (гормон, вызывающий лактацию) стимулирует возникновение родительских чувств.
Окситоцин вообще прозван «гормоном материнства» так как порождает нежность, верность и надежность, поддерживает формирование материнского инстинкта у женщин.
В 1980 году Алан Гинцлер (Alan R. Gintzler) сообщил, что эндорфины способствуют возникновению материнских чувств.
Исходя из этого, наукой сделан вывод, что родительские эмоции требуют согласованной работы многих гормональных и нейрохимических систем.
Но этого мало, и ученные «докапались» до мозговых структур, управляющих материнским поведением. Ими оказались медиальная преоптическая область гипоталамуса (Michael Newman) и (Marilyn Newman).
Известный нейробиолог Пол Маклин (Paul MacLean) предположил, повреждение поясной коры мозга приводит к исчезновению материнского инстинкта.
Первоначальные опыты и исследования проводились на страдалицах от науки — крысах , однако ряд ученных подтвердили применимость выводов и к человеку. (Jeffrey P. Lorberbaum, Andreas Bartels, Semir Zeki).
Что же может способствовать нарушению гормонального фона?
Это и органические заболевания, и питание, и длящийся стресс.
Список органических заболеваний, напрямую нарушающих гормональное равновесие, велик, однако и любое заболевание, в течение которого женщина принимает лекарственные препараты, могут спровоцировать существенный сдвиг.
Питание – прямой поставщик элементов, необходимых для нормального синтеза тех или иных гормонов. Некачественная пища, несбалансированный рацион могут вызвать дисбаланс в гормональной сфере.
Длящийся стресс не просто меняет всю схему работы гормональной системы, но и приводит к истощаемости некоторых органов, репродуцирующих гормоны.
Более того, организм при стрессе первым делом угнетает половую и детородную функции, для перераспределения энергии на более важные, с точки зрения выживаемости, процессы.
Ф. Н. Ильясов в своем исследовании «Потребность в детях и репродуктивное поведение» приходит к выводу, что такой вид стресса, как стресс конкуренции, угнетает репродуктивное поведение.
Именно участие в конкурентной гонке разрушает механизмы репродуктивного целеполагания и нарушение половой социализации.
«Репродуктивная импотенция» — так ученный объясняет причину популярности движения «чайлдфри».
Следующая ловушка, затягивающая в нежелание иметь детей – внутренний неосознаваемый конфликт.
Человек так устроен, что в детстве впитывает чужие концепции и установки, абсолютно не подвергая их критике (поскольку эти функции появляются значительно позднее памяти).
Вырастая, эти концепции могут жестко сидеть в сознании и рулить, однако вовсе не туда, куда действительно желал бы их носитель.
Пример из практики:
(Женщина, категорически отказывавшаяся от материнства до 39 лет приводила веские доводы в пользу данной теории. Страдая от соматоформного болевого расстройства, была направлена на психотерапию. В ходе терапии вспоминает детский шок (по воспоминаниям ей было лет 10), испытанный от подслушанного разговора своей матери с теткой. Мать рассказывала, что категорически терпеть не может мальчиков, и что если это мальчик, об аборте точно не следует жалеть, поскольку они противные и гадкие…
Позднее женщина припомнила еще несколько случаев: отказ матери ухаживать за новорожденным сыном старшей сестры и осуждение племянницы, которая рожает один за другим мальчиков, видя по УЗИ, что это мальчики. Эти события ранее клиенткой не вспоминались никогда.
Клиентка вдруг осознала, что все время, размышляя о беременности, она представляла только рождение мальчика, и это вызывало у нее непонятное раздражение и однозначное нежелание. Однако, почитав о движении чайлдфри, она приняла многие их постулаты как достаточные для оправдания своей позиции.
Далее клиенткой были переосмыслены многие аспекты отношения к мальчикам. Женщина осознала чужеродность для себя концепции своей матери и по-другому взглянула на вопрос деторождения.
(Случай раскрывается с согласия клиентки).
Следующая проблема – проблема чрезмерно легкой внушаемости. Те, кто страдают данным нарушением, очень легко принимают решение, основываясь на чужом мировоззрении, либо приписывают себе яркие эмоции других людей.
Чем же опасны вот такие, ложно – убежденческие, причины отказа от ребенка?
Взрослея, человек может освободиться и от болезни и от внутреннего конфликта и от внушаемости.
В среднем возрасте, когда неминуемо идет переоценка жизни и человек подходит к важному этапу — самоактуализации, вдруг выясняется, что отказ от детей был глупостью…
Как выйти из этой ситуации в 45?
Сложно сказать, однозначно проще, выловив у себя неприятное чувство по отношению к детям задуматься о его природе. И предпринять меры.
Желаю философам получать удовольствие от следования своим идеям (в плане перенаселения планеты в движении чайлдфри есть свои плюсы).
А вот сомневающимся – желаю все же сверить свои убеждения с действительным положением дел!