групповая-терапияГруппа психологического опыта, группа поддержки, групповая психотерапия,  как вид психологического роста очень популярны. 

Что же делает их незаменимыми?

Формирование  отношения к себе, к другим, к миру происходит с момента рождения (вернее зачатия) ребенка и продолжается волнообразно всю жизнь.

Первая волна – от 0 до года: полная зависимость выживания ребенка  от взрослого.

Это ведет к «угождающей» настройке как физических так и психических механизмов ребенка под психическое состояние и физическое состояние взрослого (как правило,  матери). Ребенок в этот период не имеет критичного мышления, все происходит на уровне инстинктов.

Вторая волна – детство: в этот период основной  механизм встраивания в общество людей – подражание.

 Ребенок  начинает развиваться как социальное существо, уже имеет стремление быть нужным, любимым, важным.  Но критичности все еще нет,  и ребенок  натягивает на себя модели поведения окружающих, считая их единственно возможным способом быть таким же. Своим  в этом мире.

Это базовые фрагменты, на которых потом надстраиваются знания, навыки, опыт последующей жизни.

Коварность этих базовых фрагментов в том, что они плотно въелись в наше существо, они никак нами не оцениваются и не осознаются, но ведут по жизни  подобно автопилоту.

Да, всю последующую жизнь мы разворачиваем свою личность и свои дарования согласно нашим планам… ой ли?

База то создана, и все наше построено… на не нашем. Вот это основная суть внутреннего конфликта, который годами будет вырываться наружу через неприятные ситуации, пока не доведет их до абсурда,  а нас до крайнего стресса.

Почему же  эти базовые установки, доставляя нам проблемы,  так живучи?

Потому что  мы оберегаем их от разрушения.

Как? Через формирование такого окружения, реакция которого на нас будет понятной и привычной. Именно оценка опасности для своих стереотипов поведения  – главный критерий отнесения человека в группу друзей,  с которыми мы будем общаться  или недругов, от которых мы закроемся.

Таким образом,  по жизни мы  идем год за годом  сквозь коридор нами выбранных людей.  Коридор местами узкий, неудобный, темный, может даже с запашком… Но,  нам все понятно и привычно.

Мозг,  усвоивший  проблему как часть себя,  ее не видит как проблему. И потому о наличии других коридоров и вообще возможности парить в пространстве мы не подозреваем до поры до времени.

Группа  успешно справляется с разрушением вот такого привычного коридора, еще лучше она справляется со сбросом всех настроек автопилота.

Ведь люди подбираются ведущим, и каждый участник понятия не имеет,  кого встретит. Участников группы объединяет лишь одна общая черта – некая проблема, с которой они хотели бы  справиться.

Как все работает? Давайте разберемся на примере «Группы  для родителей » подробнее о группе.

Какие мы родители? К сожалению, большинство из нас понимает это,  когда дети начинают  проявляться как личность и мы,  грубо говоря,  видим результаты нашего труда.

И прекрасно, если результаты отличные: дети здоровы, успешны и счастливы.

Но вот  жестокая статистика: из 11 обследованных детей только 1 полностью здоров (МОЗ 2017 год); из молодых людей, закончивших ВУЗы только 22% считают, что выбрали профессию по душе; и только 27% украинцев считают себя счастливыми.

Иногда вопрос о себе,  как о родителе,  возникает,   когда что-то случается в жизни ребенка: странная болезнь, проблемы поведения, жалобы и претензии. И конечно, самый худший вариант – когда мы остаемся у разбитого корыта детско-родительских отношений.  

Как так получается, что в нормальных семьях вырастают больные, не успешные, несчастливые дети?

Ответ прост: ПО НАСЛЕДСТВУ.

Именно родительские модели воспитания, поведения, отношения с детьми впитываются ребенком как руководство к действию.  И внедряются потом в свою жизнь либо безкритично, либо по принципу – «а у меня будет все наоборот!».

Но лакмусовой бумажки нет и определить до поры до времени насколько  и в чем правильно эта полученная по наследству модель воспитания – нет возможности, времени, сил, мотивации.

И как говорит вышеуказанная статистика – большая часть наследственных моделей воспитания – неэффективна.

Группа  дает  возможность  примерить на себя совершенно иные, несвойственные нам отношения. Пройти сквозь спектральный анализ жизненных принципов других участников. Увидеть совсем другие исполнения роли родителя. Разбиться вдребезги о неожиданную  обратную связь и критику  и …получить  совсем иную картинку себя, как родителя.

Ведь  общаясь в группе,  мы не только делимся опытом, но и проявляем себя так, как это свойственно нам в роли родителя: на кого-то сорвались, кто-то любимчик, кого-то боимся затронуть, поскольку не знаем с какой стороны подойти.  Голос, позы, отношение. Мы ведь о родительстве – значит входим в эту роль и становимся видны как есть.  И если домашние не всегда могут дать адекватную обратную связь – то группа даст. Отзеркалит, прокомментирует, посоветует. Разозлит, выведет, вскроет то, что вы в себе даже не предполагали.

По этой причине не нужно бояться разнотипности участников группы.

Группа не должна быть приятным клубом по интересам: чем больше разность  людей  и разброс взглядов и эмоций – тем ценнее эффект.  Ведь в однотипно сформированном окружении нет возможности ни получать,  ни экспериментировать с новыми реакциями, чувствами,  поведением.

На первых порах группа не будет приятна.  

Вам захочется ее бросить и укрыться в привычных стереотипах.  Но по необъяснимому принципу даже после мощнейших выбросов энергии и ссор  участники встречаются вновь, словно чувствуя – в этом неудобном и неприятном процессе есть что-то обнадеживающее.

Далее группа переходит к конструктивному преображению каждого участника в ней.  Сопротивления нет. Есть иные взгляды и желание стать другим. 

Большой плюс группы в безопасности. Задумайтесь, насколько мы абсолютно открыты в большой семье, среди коллег, среди друзей? Насколько мы готовы выпятить все самое больное и тревожащее? Насколько страх потерять эти отношения диктует  необходимость подстроиться в чем-то, что-то скрыть, что-то приукрасить?  В группе мы не боимся ничего потерять и ничего разрушить, потому смело открываемся и примеряем на себя иные роли.

Именно открытость,  как в преподнесении себя,  так и в обратной связи другому,  и дает  целительный эффект.

Группа снимает напряжение от страха перед проблемой, с которой ты столкнулся – ведь ты слышишь десятки описаний таких же проблем и опыт выхода из них других людей. И даже если их рецепты тебе не помогут, ты знаешь, что возможность найти свой рецепт есть.

Группа дает возможность  быть активным участником или оставаться наблюдателем, пока не почувствуешь желание и уверенность вступить в общение.  В этом отличие от индивидуальной терапии, где ты должен быть активным и проявляться.

Большое количество новых по сути и разнообразных  обратных связей создает ваше отражение совсем в других  ракурсах. 

Поведение, установки,  скрытые качества не имеют шанса  остаться прежними!

 

 

Leave a Comment