Гипертонии, как болезни нет. Есть симптом, сопровождающий различные функциональные нарушения.
» Три года — врачи, таблетки, приступы, больничные — ничего не помогает. Я так измучилась, что начала искать альтернативные подходы. Мне посоветовали книгу Луизы Хей и ее способ исцеления. Я попробовала предложенные ею аффирмации и у меня давление восстанавливалось просто на глазах. Но вскоре все как бы стало неотзывчивым. А сейчас стало еще хуже – уже проблема с почками. Я попробовала аффирмацию на почки – но она совсем не действует. Что я делаю не так. ?»
Мне сложно сказать, что Вы делаете не так. Мне вообще сложно комментировать таблицы Лиз Бурбо, поскольку я не улавливаю логики в объяснениях болезней, а к аффирмациям, как психолог, отношусь крайне отрицательно. С уважением отношусь к личности Лиз Бурбо и ее жизненному пути; уверена, что символизм, описанный ею, имеет место быть. Однако психосоматика, как наука, построена совсем на ином фундаменте.
Что же касается гипертонии, могу только дать несколько объяснений ее симптомов с точки зрения сегодняшних взглядов на психосоматику, как науку.
Основа гипертонии – повышенный напор крови. Вторичная гипертония ( 5-6% от общего числа) объясняются гормональными сбоями и тяжелыми заболеваниями почек, щитовидки, надпочечников, при которых повышение давления — вторично.
Первичная (эссенциальная) гипертония, которая занимает 90-95% случаев — достаточно неоднозначное явление.
Свои трактовки причин ее возникновения дали и генетики, и эндокринологи, и неврологи, и даже травматологи.
Например, генетики уверены: «возникновению гипертонической болезни способствуют более 20 комбинаций в генетическом коде человека».
Травматологи и вертебрологи считают, что в случае с гипертонией необходимо искать травму шейных позвонков, или их деградацию. (читать о психосоматике межпозвонковых грыж )
Диетологи уверенно расскажут о тот, что причина гипертонии – неправильное питание и обедненный движениями образ жизни.
Урологи будут искать причины задержки жидкости в организме и через регулирование именно этого процесса снижать симптомы.
И все будут правы, ведь на самом деле причин гипертонии выявлено столько, что ее обозвали мультифакторным полиэтиологическим заболеванием, чем подвели черту под однозначностью.
Однако каждый, кто бывал на приеме у врача по поводу гипертонии подтвердит, что первое, о чем спрашивает врач – стрессы, нервы, образ жизни . И не спроста.
Учёные, начиная с Г.Ф. Ланга и позднее знаменитого физиолога Ганса Селье доказали, что первоочередные факторы, приводящие к развитию гипертонии и влияющие на прогноз, являются социальные факторы и психоэмоциональный стресс. Причем в основном это длящийся стресс.
И если внимательно проанализировать доводы представителей всех медицинских дисциплин, можно с легкостью объяснить их механизмами стресса. О гормональных изменениях, перестройке организма при стрессе читать подробнее.
В вышеупомянутой ссылке достаточно подробно раскрыт механизм воздействия стресса на сердечно-сосудистую систему, поэтому далее опишу возможную психо-телесную связку.
Практически у всех страдающих гипертонией наблюдается характерный «панцирь» плечевого пояса: поднятые плечи, укороченная шея, осторожность поворотов головы. Данная привычная поза объясняется спазмированностью мышц шеи. Как это влияет на давление?
В зоне шейных позвонков находятся кровеносные сосуды – позвоночные артерии и вены, которые ответственны за кровоснабжение головного мозга.
Если мышца сжата, воспалена или отекла, значительно сужаются русла сосудов и перекрывают необходимый ток крови к головному мозгу. Но головной мозг не может обходиться без кислорода и питания, поэтому сердце начинает работать усиленней и качать кровь с большим напором.
Если и этого недостаточно – в бой идут почки, значительно снижая вывод жидкости, чем поддерживают давление в системе.
Да, мышца может быть спазмирована по множеству причин (воспаление, авитоминоз, нарушение водно-солевого баланса), но чаще всего в наше время причина – стресс.
При сильном эмоциональном потрясении, страхе человек инстинктивно вжимает голову в плечи. Эта реакция объясняется ученными как базовая биологическая программа защиты продолговатого мозга (затылочная часть) в момент опасности мышцами плеч от повреждения. Продолговатый мозг ответственен за дыхание и сердцебиение. Повреждение влечет инвалидность или смерть.
Опасность стала другой: вряд ли начальник или разъяренный муж вопьется зубами Вам в холку (поедание друг друга стало чисто информационным) – однако стрессовая реакция осталась.
Но такое сокращение мышц после прохождения стресса само может и не пройти. Если же стресс повторяющийся, то такие сокращения раз за разом ухудшают положение. Более подробно о связи стресса и мышечных зажимов читать
Нет просвета, нет тока крови, нет снабжения мозга кислородом: имеем повышенное давление, учащенное сердцебиение, изменение формулы крови (повышается уровень эритроцитов для улучшения кислородоснабжения, однако это чревато образованием бляшек в просветах сосудов).
Имеем в легкой стадии гипертонии:
- головные боли;
- звон в ушах;
- головокружения;
- утренняя тошнота;
- дневная сонливость и ночная бессонница;
- неустойчивое настроение;
- усугубление процессов внимания, памяти;
- понижение интеллектуальных качеств;
- проблемы с речью;
- неточная координация движений;
- неспособность к восприятию информации;
- депрессивность и раздражительность.
Имеем в тяжкой стадии гипертонии: инфаркт, инсульт.
Таким образом, психосоматика гипертонии сводится к стрессу, который человеку не по силам.
А теперь применительно к объяснению Л.Хей. Читаем в интернете : «..Гипертония порождена негативной установкой — «любая моя активность наказуема». Исцеляющая афирмация: «Я с огромной радостью наслаждаюсь своей активностью»….
Вот тут и кроется подвох.
Что может быть стрессом, запустившим вышеописанные изменения, которые в свою очередь привели к гипертонии?
- Серьезное разовое эмоциональное потрясение.
- Длящийся стресс, как череда повторяющихся эмоционально неприятных событий.
- Внутренняя, неосознаваемая напряженность, порождаемая внутренним конфликтом человека (желаемое не совпадает с действительным).
- Ситуация, которую необходимо разрешить – но нет понимания как, или необходимость постоянной лжи.
Да собственно у каждого свое сочетание внутренних противоречий, которые порождают стресс.
Можно ли одну аффирмацию применить ко всем вышеописанным причинам? Я думаю — нет.
Лично я считаю, что гипертонии как отдельного заболевания нет. Это симптом, который присущ ряду органических нарушений и психических состояний.
И психотерапия гипертонии будет заключаться не в аффирмации, а в выяснении причин стресса и работе с ними.
Обращайтесь — буду рада Вам помочь !