К 1980 году в мире насчитывалось более 250 психотерапевтических подходов; к 1996 году более 450; и в начале 21 века насчитывалось более 1000.
Что же заставляет психологов противоречить и отрицать, создавать нечто, что ранее не существовало?
Для понимания важно заметить, что направление психотерапии становится отдельным и целостным, когда сформирует свой взгляд на то, что такое личность, как она развивается и как она становиться больной.
Итак, все в психологии вращается вокруг личности. Описательных конструктов личности – множество. Как и направлений психотерапии.
Одну из масштабнейших попыток провести сравнительный анализ гипотез предпринял Мадди С.
«К несчастью, личность – это явление столь всеобъемлющее и неопределенное, что описать его крайне сложно. С точки зрения здравого смысла человеческая личность безусловно существует, и едва ли кто-то будет в этом сомневаться. Но как только мы пытаемся детально и объективно определить сущность личности, она каким-то мистическим образом растворяется в воздухе, оставляя нас в состоянии фрустрации и неопределенности»…
Но в целом, ключевые вопросы личности до сих пор не нашли единого понимания и мнения. Каждая школа видит это по-своему. До войн не дошло, каждое направление ревностно защищает свой взгляд и претендует на истинность.
Но к чему все эти потуги познать личность, если это не будет иметь практической пользы?
Стоит вспомнить, что зарождение психологии и психотерапии было вызвано желанием авторов помочь страдающему человеку. У истоков психологии и психотерапии стоят врачи: психиатры, неврологи. Именно они задали направление движения, свойственное для всей медицины и по сей день: патогенез.
Мышление ученного от медицины направленно на выявление и попытки понять, что такое болезнь, часто отрывая это исследование от понимания, что она всегда развивается в системе «Человек». И соответственно разрабатываемые методы помощи и лечения относятся к болезни.
Этот медицинский взгляд, как по мне, перекочевал и в психотерапию. Исследуя личность авторы все время скатываются к вопросу — что ее ломает. И как починить.
Но давайте посмотрим, чем обернулось патогенетическое мышление для медицины, которой на несколько сот лет больше, нежели психологии?
Первое что бросается в глаза при попытке понять суть медицины — путаница.
Медицина прекрасно знает что такое болезнь, но практически не понимает, что такое здоровье.
ВОЗ: «…Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов…»
Красивое определение, но оцененное учеными, как идеализированное.
И понеслось:
«.. А. Г. Щедрина (доктор мед наук, профессор, зав кафедрой восстановительной медицины Новосибирского университета) предлагает такую формулировку: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается… в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку… осуществлять его биологические и социальные функции».
Один из основателей космической биологии и медицины P.M. Баевский (1979) считал определяющим фактором здоровья адаптивность организма: «Возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ней, на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».
Известный кардиохирург Н.М. Амосов (1987) рассматривал здоровье как «уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-адаптационных реакций в экстремальных условиях, т.е. уровень резервных возможностей организма».
Мы видим, что здоровье все равно рассматривается с точки зрения понимания того, кто им занимается даже на высших уровнях науки:
Медицинская модель, Биомедицинская модель Биосоциальная модель Ценностно-социальная модель и т.д.
Скучно, серо, непонятно.
Но главная проблема: современное понимание здоровья разделилось на физическую составляющую, поведенческую и психическую составляющую.
И если прочитать научные или ВОЗовские определения здоровья, то становиться понятным, что узкое понимание лишает возможности вообще понять, что же такое Здоровый Человек.
Давайте прочтем разные трактовки здоровья, представляя, что мы применяем их к глубоко страдающему невротику.
«К основным факторам физического здоровья человека относятся:
- 1) уровень физического развития;
- 2) уровень физической подготовленности;
- 3) уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок;
- 4) уровень и способность к мобилизации адаптационных резервов организма, обеспечивающих его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.»
Признаки психического здоровья согласно ВОЗ:
- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».
- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.
- критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и её результатам.
- соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.
- самоуправление поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.
- планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.
Мало того, что несчастный невротик прекрасно может считаться здоровым человеком, так еще и нормальным является смотреть на него, как на состоящего из физического, психического и поведенческого здоровья. А как их можно разделить?
И уж совсем непонятно, как нейрогуморально в теле несчастного невротика может быть ЗДОРОВЬЕ? Это прямо нарушает суть психофизиологического единства человека.
Но законодатели медицинских мод пошли дальше и Т. Парсонс (Talcott Parsons, 1958 г.) предложил все упростить и понимать «под психическим здоровьем способность человека полноценно функционировать в основных социальных ролях».
Это как понимать: если ты принимаешь ряд лекарств, которые помогают сдерживать симптом даже серьезного психического расстройства – ты психически здоров?
Лично мне все это о грандиозной путанице.
Второе что приходит на ум от слова медицина — формализм.
Но об этом в следующей статье.